Киев, 01032, бул. Тараса Шевченко, 48а, оф.2
+380675014782 Viber, Telegram, WhatsApp
www.apollotour.kiev.ua
andriy@apollotour.kiev.ua


Corinthia San Gorg & Corinthia Marina 5*
Hilton Malta 5*
Radisson Sas Bay Point Resort5*
Westin Dragonara Resort 5*
InterContinental Malta 5*
Bay Street Hotel 4*
Golden Tulip Vivaldi 4*
Bernard Hotel 4*
Alexandra Palace 3*
St.Georges Park & La Vallette Complex 3*
Crown Plaza Malta 5*
Fortina Spa Resort Malta 4*
Howard Johnson Diplomat 4*
Park Hotel 4*
Preluna Hotel & Towers 4*
Imperial 3*
Sliema Chalet 3*
Milano Due 3*
Sol Suncrest Hotel 4*
Dolmen Resort Hotel 4*
Qawra Palace 4*
The Topaz 4*
Barcelo Riviera Resort&Spa 4*
Paradise Bay 4*
Solana 4*

Мальта
Главная Путеводитель Мальта

Географическое положение

Мальтийский архипелаг состоит из трёх основных островов: Мальта, Гозо и Комино; а также из множества незаселенных - Коминотто, Филфла, Сент-Полс и другие. Мальта и ее острова, расположенные на удалении всего лишь около 93 км к югу от Сицилии, 230 км к северу от побережья Северной Африки, 1826 км к востоку от Гибралтара и 1510 км к западу от Александрии, занимают центральное место в Средиземном море.
Общая площадь составляет 316 кв. км (Мальта – 246 кв.км, Гозо – 67 кв.км и Комино – 2,7 кв.км). Длина Мальты составляет около 27 км (от юго-восточной до северо-западной точки), наибольшая протяженность с востока на запад - 14,5 км, с севера на юг - 7,2 км.

На Мальте нет ни рек, ни гор. Террасами спускающиеся со склонов холмов поля, разделяемые друг от друга невысокими каменными стенами, являются самой характерной особенностью мальтийского ландшафта. Глубоко изрезанное побережье Мальты образует многочисленные гавани, скалистые бухты и песчаные пляжи. Протяженность береговой линии острова Мальта составляет 137 км, а острова Гозо – 43 км. MaltaVista.ru.


Политическое устройство

Мальта - республика (с 1974 года). Конституция принята в 1964 году с последующими поправками. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из президента и палаты представителей. Глава государства - президент. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром.


Религия

98% мальтийцев - убеждённые католики, атеистов среди местных жителей практически нет. И хотя всяческие сектанты вовсю бороздят просторы этого уголка Земли, результат один - католичество ещё больше крепчает. В 60 года н.э. сам Св. Павел принёс христианство на Мальту, после чего никому не удавалось поколебать эти устои. Куда там сектантам! Даже заклиненные на исламе арабы, безраздельно владевшие островами более двух веков, не сделали мальтийцев мусульманами!

Религия здесь безраздельно владеет умами и помыслами всех. На каждом углу, везде, где только можно (и нельзя!) выставлены статуи святых (слепленные из любого подручного материала, но чаще - из фанеры или картона!), иконы, вертепы (ибо о предстоящем рождестве тут начинают думать аж сразу по прошествии нынешнего) и прочая религиозная утварь. Число храмов на душу населения одно из самых больших в мире (что-то около одного на тысячу человек). Возможным объяснением этому служит ситуация с количеством (и качеством) мальтийских поселений, когда городом считается горстка домов, но - по традиции - в каждом отдельном "населённом пункте" должен выситься храм.

Самые яркие и душераздирающие праздники на острове - фиесты - как раз проходят "под эгидой" того или иного Святого. Рождество, Пасха - к ним готовятся за год. Каждый приход издаёт свою газету или брошюру, бесплатно распространяемую по всем окрестностям. Никому в голову не приходит, что религия может кого-то не волновать. Вот уж где не пахнет светским государством, так это на Мальте!
Вернёмся к конфессиям. Помимо католиков на островах присутствуют буквально горстки других течений. Православия нет в помине, все русские ходят к единственному греко-католическому священнику, который служит прямо в своей квартире и ничего общего с православием не имеет. Свидетели Иеговы активничают - на одной двери в городе Мдина даже висит табличка, адресованная к ним, с просьбой не стучать в этот дом, ибо здесь проживают убеждённые католики. Во как! MaltaVista.ru.


Традиции и обычаи

Мальта - это правдивая страна. Здесь не загоняют туристов в резервации, отгораживая их от местного населения. Вы увидите Мальту именно такой, какая она есть.

Между маем и сентябрем вряд ли найдется хоть один выходной день, в который бы не устраивался где-нибудь праздник с фейерверком и шествием в честь какого-либо местного патрона.

Своеобразен и карнавал на Мальте. Праздничные шествия с пестрыми экипажами – это апогей находчивости и творческих способностей, красок и радости, и все – по личной инициативе, ради собственного удовольствия.

Однако для многих мальтийцев и гостей островов самым важным событием является регата, проводимая в сентябре в Большой бухте Валетты, в честь победного окончания турецкой осады 8 сентября 1565 года. Это праздник с глубокими традициями, чтимыми всеми жителями Мальты.

Мальтийца легко отличить от иностранца. Смуглые, низкого роста, с характерными чертами лица (это словами не опишешь!), удивительно похожие друг на друга... Короче - их надо видеть! Кроме того, только из уст местного жителя может литься мальтийский язык, а язык этот тоже ни с чем не спутаешь ;). Помимо мальтийского, все они говорят по-английски, однако это тот ещё английский. Произношение настолько своеобразное, что зачастую разобрать невозможно ровным счётом ничего (они сами, однако, друг друга распрекрасно понимают). Но, несмотря на этот сумбур (а в чём-то и благодаря ему), наличие двух языков явно на пользу как жителям, так и стране в целом, ибо туристы в большинстве своём хоть чуть-чуть, да владеют английским. Короче, здесь не надо комплексовать из-за своего акцента или недостаточного знания языка - они сами те ещё знатоки!

Мальтийцы живут кланами. Практически, вся нация насчитывает десятка два-три крупных семей (фамилий), что не может не сказываться на общем её облике - налицо вырождение. Многие коренные жители мутировали из-за неизбежного инцеста (родственная кровь "растеклась по всему генофонду") и, как результат, практически лишены шеи. Но периодические завоеватели, так или иначе, вносили некоторое оздоровление в удушливый климат замкнутости: смешанные семьи не редкость на Мальте. А, после обретения страной долгожданной свободы, правительство придумало новый стимул - теперь иностранец может получить гражданство только в случае заключения брака с гражданином Мальты, а желающих не так мало, как может показаться, всё-таки это чудесная земля, что ни говори!


Паспорта и визы

Огромным преимуществом Мальты казахстанских туристов является также и отсутствие визовых проблем. В отличие от многих других стран, куда нужно заранее, потратив время, получить визу в посольстве (а возможно еще и не получить), мальтийскую визу граждане Казахстана могут получить при прилете на Мальту, прямо в аэропорту. Стоимость визы 40 долларов США.


Таможня

Одежда и предметы личного пользования не облагаются таможенной пошлиной. Каждый взрослый может ввезти в страну 200 сигарет, 1 литр ликеро-водочных изделий и 1 литр вина. Ввоз валюты: до 50 мальтийских лир на человека в купюрах или монетах, иностранная валюта, включая дорожные и платежные чеки, может ввозиться неограниченно. Лица, живущие постоянно за пределами Мальты, должны при въезде декларировать ввозимую валюту.

Вывоз валюты: до 25 мальтийских лир на человека в купюрах или монетах; лица, проживающие постоянно за пределами Мальты, могут вывезти неизрасходованную, задекларированную при въезде иностранную валюту. В официальной продаже имеются новые мальтийские золотые и серебряные монеты (золотые монеты стоимостью 25, 50 и 100 лир золотом и серебряные монеты стоимостью 1, 2 и 5 лир). Эти монеты продаются с наценкой. Для их вывоза необходимо разрешение на вывоз, которое можно получить в Central Bank of Malta.


Валюта

Национальной валютой на Мальте является мальтийская лира (сокращённо "Lm"). Её курс к доллару периодически скачет вокруг 1Lm=$2.5, из чего следует, что валюта эта дорогая. Трудно сказать - хорошо это или плохо, по крайней мере известно, что дорогие валюты свойственны странам в период "после денежной реформы". Так оно и есть в нашем случае - на Мальте недавно проводилась такая реформа, в результате чего лира, похоже, укоренилась в ряду самых дорогих валют мира и, нужно отдать ей должное, не особенно собирается покидать его.
Но не лирой единой. Существуют здесь и мелкие деньги - центы (сокращённо просто "c"). 1 лира равна 100 центам. Типичным поступком для русских туристов является полное игнорирование мелочи (по аналогии с родиной), разбазаривание её направо и налево. Между тем, цент весьма увесист - он равен где-то 60 копейкам, поэтому гривенник - это уже "кое что".

Обменные пункты бывают трёх типов - автоматы, в банках и "прочие". Вторые и третьи - это одно и то же по сути, просто последние "прикручены" к "небанковским" конторам (самая знаменитая сеть таких менялок - Thomas Cook).
Обменные автоматы расставлены в основном в курортных зонах, но едва ли имеет смысл доверять железке, если можно пойти в соседний банк и обменять всё "с глазу на глаз". ;) Однако банки и обменки (в отличие от машин), к сожалению, работают, как и все учреждения Мальты, недолго - с 9 до 13 и с 16 до 19, причём только по будним дням. В субботу всё либо закрыто, либо функционирует по сокращённому графику (обычно просто не открывается в 16-00). Короче говоря, ночью Вам помогут только автоматы.

Не каждую валюту Вам обменяют на лиры - список включает порядка 10-15 денежных единиц. Рубля там нет и, по всей видимости, не предвидится. По завершении операции Вам обязаны выдать чек (даже в автомате) с подробным описанием того, что и куда вы поменяли. Курс практически везде одинаков, так что нет необходимости обходить все учреждения и выискивать самый подходящий вариант (если, конечно, Вы не собираетесь совершить миллионную сделку ;). Даже в аэропорту курс не особо завышен - так, для порядка чисто. ;)
Оформление денег приятное - "бумажки" просто симпатичны и разноцветны, а на "новой" мелочи изображены всякие звери и растения. Помимо "новой", есть "старая" угловатая мелочь - наследие былых времён. Она до сих пор в обороте (хотя ей бог знает сколько лет), по размеру крупнее, а по оформлению - строже. Кстати, лира - тоже мелочь: "бумажки" начинаются с Lm2 (далее - 5, 10 и 20).


Язык

Мальта - одна из немногих по-настоящему двуязычных стран. Английский здесь - это язык, ставший родным за более чем 160 лет, в течение которых Мальта была колонией Великобритании. Англичане все еще составляют наиболее многочисленную группу ежегодно приезжающих на Мальту туристов, что, конечно же, способствует поддержанию и укреплению и без того долголетней традиции английского языка на Мальте. В той или иной степени им владеет всё население

Вторым языком является мальтийский.


Места размещения

Туризм играет важнейшую роль в экономике Мальтийских островов, от него во многом зависит и благополучие жителей этого государства. Развитая инфраструктура туризма предполагает наличие современного гостиничного комплекса и в этом плане Мальта может поспорить с самыми знаменитыми курортами в мире. Выбор велик: от шикарных 5-звездночных отелей до скромных, но удобных пансионов, апартаментов, вилл. Подавляющее большинство отелей располагает бассейнами, многие из которых подогреваются зимой.

Но не забывайте, что Мальта - это своеобразная градация отелей. Зачастую понятие "3 звезды" может включать как захудалый отельчик уровня 2*, так и прекрасную гостиницу, не уступающую 4* собратьям. К сожалению, первый вариант встречается чаще. Поэтому тщательно выбирайте отель, в общем, не полагайтесь на туристические каталоги и увещевания турагентств. На Мальте есть очень хорошие отели, в полной мере соответствующие своему статусу. Просто отрицательные примеры всегда вызывают больший резонанс. Главное не забывать, что если Вам предлагают четыре звезды по цене двух, бессмысленно ждать от этого заведения особой роскоши.

Безопасная обстановка на Мальте способствовала развитию и популярности детских лагерей, организуемых во время каникул. Здесь дети могут отдохнуть и оздоровиться, запастись энергией на предстоящий учебный год. Отдых можно также совместить с изучением английского языка.


Одежда и климат 

Мальта - это, практически, самая южная точка Европы, поэтому с погодой тут всё ясно - солнце круглый год, температура не ниже +10..15 "лютой" зимой, но и, как правило, не выше +35 летом. Хотя, конечно, всякое случается, а 1999 год был наиболее урожайным на казусы: в январе выпал град (чистая невидаль для Мальты), а в августе был зафиксирован абсолютный пик температур за всю историю измерений: 43 градуса в тени.

На островах не бывает холодных ветров, туманов, снега или морозов.

Летом вам не потребуется никакая дополнительная верхняя одежда к шортам, футболке и пляжным тапочкам. Даже ночью очень тепло. Зимой наоборот - в солнечную погоду днём температура поднимается до уровня 20-30 градусов, а ночью падает до 10-15, так что захватите с собой как лёгкую, так и тёплую одежду. Помните, что зимой влажность ощущается наиболее остро.

Вообще, влажность - основная климатическая неприятность на Мальте. Будьте к ней готовы, особенно, если Ваш самолёт приземляется ночью - с непривычки может возникнуть ощущение, что капельки горячей воды просто пронизывают воздух. MaltaVista.ru.


Природа и сезонность

Мальта - это скудная растительность. К Вашим услугам лишь два небольших леса, пара рощ и несколько парков. Период благоухания местной фауны - зима и весна, а летом растения просто выгорают под солнцем.

Комфортный купальный сезон длится с мая по ноябрь, однако, хоть в декабре-апреле мало кто купается в море, это не значит, что на Мальту незачем ехать в этот период. Во-первых, по острову раскидано огромное число бассейнов; во-вторых, здесь очень много достопримечательностей, так что зима - идеальная пора, чтобы посетить их, не боясь обгореть под палящим солнцем.

Сезон дождей начинается осенью и заканчивается весной. Хотя "сезон" - громко сказано. Просто летом дождь - крайняя редкость, а зимой они просто иногда идут. Вообще, осадки здесь "грязные". Нет, вода самая обычная, просто она поднимает и впитывает всю пыль. По весне дождевые потоки образуют реки, озёра и крохотные водопады. На Мальте нет естественных источников, из которых могут питаться водоёмы, поэтому они существуют за счёт стока.

Идеальные месяцы для посещения Мальты это сентябрь-октябрь, так как туристов намного меньше, погода немного прохладнее, море ещё тёплое, а цены уже низкие. В это время острова зеленеют, многочисленные маленькие поля покрываются пестрым ковром цветов. Это прекрасное время для знакомства со страной, ее народом, для экскурсий и прогулок.

Все пляжи бесплатные.

На Мальте даже в зимние месяцы температура воды не опускается ниже 14oС. А с мая по октябрь температура воды в среднем следующая: май - 18.5; июнь - 21.1; июль - 24.5; август - 25.6; сентябрь - 25; октябрь - 22.2.
Находясь под солнцем, особенно в начале Вашего отдыха, не забывайте предохранять Вашу кожу от чрезмерного воздействия солнечных лучей специальными защитными кремами с фактором защиты (SPF) 12 - 15. Особенно это касается чувствительной кожи детей.

Можно также воспользоваться бассейнами, которые имеются в большинстве отелей. Если же Вас манит морская стихия - отправьтесь на яхте или катере вокруг мальтийских островов и обязательно зайдите в Голубую Лагуну на Комино: море там необыкновенной красоты.

Береговая линия Мальты сильно изрезана и образует множество заливов и бухт. Здесь можно найти место возле моря на любой вкус - есть пляжи песчаные и каменистые; "цивилизованные", где можно взять на прокат шезлонг или лежак, и "дикие", где можно наслаждаться мягким шумом волн вдали от суеты и многолюдья. Около мальтийских островов практически отсутствуют приливы и отливы, подводные течения, нет опасных для купающихся рыб, медуз. Так что купание здесь безопасно и приятно.

Мальта - это по сути маленькая скала. Здесь нет песчаных отмелей, тянущихся вдоль берега на десятки километров. Не обманывайтесь насчёт идеального отдыха на песчаном пляже, расположенном в 10 метрах от отеля. На Мальте великолепные скалистые пляжи с идеально чистой водой и их значительно больше, чем песчаных (которых, впрочем, тоже достаточно много для такого крошечного островка). Для любителей моря (купания, дайвинга) это настоящий подарок, но для приверженцев традиционного пляжного отдыха (сутки напролёт на лежаке) это большое разочарование. Мальта - не пляжный курорт. Мальта - курорт морской. Здесь есть всё для купания, но, поверьте, это далеко не всё, чем богата Мальта. MaltaVista.ru.


Часы работы и отдыха

Банки. Время работы с понедельника по пятницу обычно с 8.30 до 12 часов, по субботам с 8.30 до 11.30 часов. (С 15.V до 30.IX с 8 часов). В воскресные и выходные дни банки не работают. В аэропорту Лаки обменный пункт работает весь год круглые сутки. Поменять деньги можно также и в любом отеле, однако по менее выгодному курсу, чем в банке. По субботам банки меняют иностранную валюту не более чем на 50 лир. В важнейших деловых и туристических центрах стоят банкоматы.


Магазины.

Обычно магазины работают с 9 до 19 часов, по субботам до 20 часов (обеденный перерыв 3-4 часа). В очень посещаемых туристских центрах большинство магазинов работает до 22.00 часов. По воскресеньям магазины закрыты. На всех товарах ecть ценник с твердой ценой. Цифры даны, конечно, приблизительные, но ориентироваться на них можно. В воскресенье практически всё закрыто, так что отовариться можно, разве что, в барах.


Спорт и развлечения

Всё-таки Мальта - это курорт, а какой курорт без развлечений!? Не только морем и памятниками можно завлечь туриста, но и возможностью крутого оттяга.

Общепризнанным центром развлечений на Мальте является Пачвиль (Paceville), район, расположенный между St.Julians и Swieqi, это на севере острова. Здесь сосредоточено всё - дискотеки, рестораны, бары, "ширпотребные" магазины (как то: ювелирные и сувенирные), а на морском берегу (полуостров Драгонара) расположено крупнейшее (из двух) на Мальте казино.

В казино рекомендуется приходить в костюме. Ну, на самом деле, можно не следовать этой рекомендации, но джинсы и впрямь лучше не надевать. Вход с 21-00 до 22-00 бесплатный, но исключения из этого правила слишком часто его подтверждают. Жетон для игры на автомате стоит 10 центов. Кроме автоматов (как "бандитских", так и карточных) здесь есть столы - рулетка и покер. Помимо игры вне основного зала расположен небольшой приятный бар, а чуть поодаль - шикарный дорогой ресторан. Так что время даром не потратите. Чего не скажешь о деньгах.
До недавнего времени это казино было единственным в стране, однако осенью 1998 года при отеле New Dolmen (что в курортном городке Qawra) открылось второе заведение подобного сорта под названием "Оракул". По последним сведениям, ещё одно казино должно открыться в ближайшее время на острове Маноэль (это мероприятие входит в программу реконструкции данного острова). В общем, если так пойдёт дальше, то мы получим второе Монте-Карло.

Так, что у нас дальше? - бары. Этого добра полно не только в Пачвиле, но и по всем островам архипелага. Широта размаха весьма различна - есть тихие уютные места; есть огромные тусовочные заведения с бильярдом и громкой музыкой, где не едят, а, в основном, пьют и пляшут; а есть и "почти рестораны", которые не дотягивают до оных лишь по ценам. Рестораны тут тоже всех типов - как традиционные, так и "импортные", в основном итальянские, индийские и китайские. Кормят вкусно.

Вторая по значимости курортная зона - это территория городов Qawra-Bugibba-St.Paul's Bay, которая также расположена на северном побережье Мальты. Она поскромнее, чем Sliema-St.Julians-Paceville, здесь всё более компактно, меньше громкой музыки и шикрных зданий, но зато всё производит "более современное" впечатление. Многие туристы предпочитают брать отель здесь, благо выбор более чем велик, так как отсюда ближе до больших пляжей, Мдины, Мосты и парома на Гозо. Много баров, ресторанов, прибрежных спортивных центров, в общем, есть чем заняться и не покидая город. А если всё же соберётесь на прогулку по острову, то здесь вы найдёте самое большое число контор по прокату автомобилей, поэтому всегда сможете выбрать то, что больше всего подходит как по вкусу, так и по карману.

В культурных центрах Мальты и просто крупных городах (таких как Валлетта, Мдина, Моста, Биркиркара, Марсашлок и иже с ними) инфраструктура развлечений развита слабо, в основном всё ограничивается тихими ресторанчиками или тривиальным фаст-фудом a-la McDonalds, Subway и Burger King, хотя еда в последних, по общему мнению, откровенно безвкусна. Как многие полагают, это всё из-за некачественного мяса, но некоторым из нас (по причине его неупотребления) трудно подтвердить или опровергнуть данную сентенцию. В общем, из всемирно известных заведений подобного рода лучше всего зайти в Pizza Hut, так как там всё готовят и подают просто распрекрасно, однако, для тех, кто после просмотра Pulp Fiction лелеет мечту выпить пива в McDonalds, может это запросто сделать - в отличие от московских заведений, здесь разрешено употребление алкогольных напитков, а пиво продают прямо тут.

Отъехав же подальше от "больших" городов и погрузившись в провинциальный деревенский пейзаж, вы обнаружите, что кроме приходской церкви и одного-единственного бара нет никаких атрибутов культурной жизни. Классические примеры таких мест - Dingli, Luqa, Mgarr (мальтийский) и практически все города Гозо, кроме Виктории, Шленди и Марсалфорна.

Феста - это ярчайшее религиозное действо, традиционное для Мальты. Фесты празднуются в городах и деревнях в ознаменование святого покровителя этого населённого пункта или просто какого-либо религиозного события. За несколько недель весь город украшается гирляндами и иллюминацией, чтобы все знали - скоро Феста!
Программа праздника стандартна и мероприятия расписаны на весь уикенд. В пятницу и субботу всё обычно ограничивается церковными службами и гуляниями. Самый пик торжества - воскресный вечер. После праздничной мессы из приходской церкви выносят статую святого и под звуки духового оркестра и залпы фейерверков проносят её через весь город.

Феста - одно из самых ярких событий на Мальте, обязательно посетите одну из них во время своего визита. Из списка, расположенного ниже, Вы сможете узнать, где проходили Фесты в 2000 году. Помимо даты и повода, приведены номера автобусов к месту проведения и контактные телефоны. Пока нет более свежего расписания, можно проинтерполировать это, руководствуясь тем, что день Фесты - воскресенье, за исключением особых дат, например, Феста в ознаменование успения Девы Марии проходит только 15 августа.
Подводя итог, заметим, что естественную среду обитания на Мальте сможет найти каждый - и любитель громкой музыки, и азартный игрок, и ценитель тишины и покоя.

Мальтийские острова могут предложить очень многое активному туристу. Мягкий климат позволяет заниматься многими видами спорта на открытом воздухе круглый год, будь то гольф, футбол, теннис, легкая атлетика, велосипедный спорт или верховая езда. Любители могут прыгать с парашютом или взбираться на невысокие, но крутые скалы. А с мая до середины осени туристов также ждут многочисленные центры водных видов спорта. Водные лыжи, параглайдинг, виндсерфинг, парусный спорт, - всего не перечислить.

О подводном плавании - особый разговор, это излюбленный вид спорта. Многие дайверы, а сюда их приезжает из многих стран немало, утверждают, что лишь для совершения одного погружения в мальтийские воды стоит приехать на Мальту. Аквалангисты высоко ценят местный скалистый рельеф побережья. В бесчисленный гротах и разломах скал обитает богатая фауна. Вода же кристально чиста, что позволяет восхищаться и фотографировать бесчисленные морские чудеса даже на большой глубине. MaltaVista.ru


Кухня

Почему-то считается, что мальтийцы - великие кулинары. Однако на практике это далеко не так. По крайней мере почти все русские туристы относятся к местной кухне со здоровым скепсисом.
Начнём с парадокса: мальтийской кухни, как таковой, практически не существует. То есть, она, конечно, существует, но только не там, где её пытаются отыскать гурманы. Ведь куда идёт доверчивый турист в поисках съедобной экзотики? В ресторан с соответствующей вывеской. Скажем сразу: это неправильный путь, и рассмотрим философскую основу мальтийской национальной кухни.

Представьте себе Мальту на карте мира - перекресток торговых путей, место, куда со всего света стекаются языки, привычки, товары, специи, обычаи и гастрономические пристрастия. Поэтому все блюда, выдаваемые мальтийцами за национальные, подозрительно похожи на некоторые африканские, средиземноморские, западноевропейские аналоги. В самом деле, и рыцари, и итальянские переселенцы, и африканские купцы, и испанские моряки участвовали в формировании явления, которое мы называем мальтийской национальной кухней.

Мальтийские рестораны: они, за исключением индийских, китайских, русских и подобных им, предложат вам стандартное "интернациональное" меню - порядка пяти тривиальных мясных и столько же рыбных блюд с неизменными чипсами и салатами в качестве гарнира. Никакой экзотики - ешьте и утешайтесь тем фактом, что вы находитесь в данный момент на Мальте, а, значит, a priori едите мальтийскую еду. Вам предлагают браджиоли (мясное) или лампуку (рыба), уверяют, что это - национальное меню? Чёрта с два - браджиоли широко распространены в Италии, а лампука под именем дорада - известнейшая рыба в Испании, которая там, как и на Мальте, имеет те же три основных способа приготовления: в гриле, отварная, тушеная. Единственное, что в этой сфере может претендовать на этническую уникальность, так это кролик - Fenech, Фенек по-мальтийски, его приготовляют в винном соусе, и только по предварительным заказам. Стоит это блюдо жутких денег.

А одно из самых экзотичных морских блюд - спагетти с соусом из чернил осьминога. Еще непременно нужно попробовать мальтийские слоеные пирожки с рикоттой и жареные в масле пирожки с финиками.
Девяносто процентов ресторанов грамотно освоили итальянскую кухню (лазанья, пицца, ризотто, спагетти), за счет нее, в основном, и существуют. Многие, из более дешевых, бойко разводят кремообразные грибные супчики из пакетиков типа Кнорр, некоторые пользуются французскими консервами. Дорогие рестораны подходят к делу более ответственно, но меню от этого разнообразней не становится...

А, вы хотите попробовать мальтийскую национальную еду, но отчаялись найти её в ресторане? Мы вам подскажем верный путь: площадь у входа в Валлетту, на которой расположен автобусный терминал. Здесь, по обеим сторонам моста, ведущего к воротам столицы, расположились три-четыре "обжорки", битком набитые какими-то действительно национальными закусонами: всякими сладостями, пирожками, булочками, трубочками, кусочками неизвестно чего, с названиями, которые пишутся исключительно по-мальтийски, стоят сущие копейки, и которые местные охотно, с пылу, с жару, разбирают. Все это приготовляется зачастую прямо на месте, и в роли как поваров, так и продавцов (и, естественно, покупателей) выступают коренные жители острова. Уверяю вас: все, что вы купите там, будет истинно мальтийским, самым что ни на есть национальным....правда, обставлен ваш завтрак (или обед?) будет не самым изысканным образом.

Не бывает, наверно, средиземноморской страны без своего вина - жаркое солнце располагает к ленивым посиделкам в тени за неспешной беседой под бутылочку охлажденного сухого. Чем меньше страна - тем больше здесь отыщется вина, ибо где же и выпить, как не в своей привычной тесной компании? Мальтийцы по этой части последнее время стараются вовсю, - они сами признают, что в последние семь-восемь лет местное виноделие развивается необыкновенными темпами, а произведенные вина соответствуют лучшим европейским стандартам при крайне недорогих ценах.

В любом супермаркете непременно найдётся стеллаж, а то и несколько, изобильно заставленные образцами местной винодельческой продукции. Выбирать и спокойно покупать можно практически любое вино в бутылках, избегать советуем только самого дешевого (порядка 0.4 Lm за стандартную бутылку), а также вина в "молочных" пакетах - оно может оказаться резковатым на вкус, чересчур терпким или кислым, хотя в любом случае более достойным, чем сопоставимые по цене российские вина. Однако, если этот "пакет" выпущен именитым производителем вин, не стоит брезговать внешним видом - вкус будет вполне аналогичен "бутылочному". Подобные изделия, кстати, имеют на Мальте своих стойких приверженцев.

В большинстве мальтийских ресторанов можно найти дешевое "домашнее" вино, которое разливают прямо из бочек и подают сразу в бокалах или графинах, или национальное и даже импортное вино в бутылках. Напомним наиболее общие правила выбора вина:

Никакое вино не заказывается к салатам, блюдам с уксусом, десертам с кислыми фруктами.
красное вино не заказывают к дарам моря.
белое вино, соответственно, не заказывают к красному мясу и блюдам из дичи.
белое вино заказывают перед красным, более молодое перед более старым, легкое перед более крепким, холодное перед подогретым, сухое перед сладким.

Мальтийцы, известные своим волшебным умением превращать каждый камень своего архипелага в привлекательную для туристов достопримечательность, давно приспособили свои крохотные винодельни для показа любопытной публике. Зачастую попробовать вино и поглядеть на давильню можно в стихийном порядке: едешь по проселочной дороге, и вдруг попадается каменная постройка с корявыми буквами, выписанными краской прямо на стене: "Wine tasting" или, что еще лучше, "Free wine tasting". Это означает, что, если в постройке окажутся люди, Вы сможете полностью удовлетворить свое любопытство касательно мальтийского виноделия и попробовать всю линейку вин данного производителя. Ну, и купить, само собой, - это явится платой за маленькую экскурсию. Впрочем, многие крупные компании, такие, как Деликата, Марсовин или Меридиана, организовывают платные экскурсии по своим фабричкам и погребам по заранее оговоренному графику. Информация об этом содержится на сайтах некоторых из них (см. ниже), а также в экскурсионных бюро. Некоторые винокурни располагают дегустационными залами, расположенными на оживленных туристических тропах, так что туристам не приходится тратить лишнее время на специальные вылазки. Так, "Марсовин" открыл дегустационный зал, оснащенный компьютерами с сопутствующей информацией, на нижнем этаже BayStreet Compex'а в Пачвилле, а владельцы Cittadella winery давно предлагают бутылки "без опознавательных знаков" собственного производства в прохладном погребке на одной из улиц Цитадели (той, что идет вдоль левой стены Кафедрального собора), Виктория, Гозо, сопровождая дегустацию огромным блюдом с крупными маслинами, овечьим сыром, помидорами, зеленью, луком, острыми колбасками и, конечно, ароматным свежеиспеченным хлебом с хрустящей корочкой. Там же продаются каперсы домашнего консервирования и знаменитый гозитанский мед.

Вино на Мальте производится чуть ли не на каждой ферме. В Мальтийской Ассоциации Виноделов состоят 13 предприятий разной степени "раскрученности".

Основной производитель пенного напитка на Мальте - завод Simonds Farsons Cisk, или просто Farsons. Им выпускаются следующие сорта пива:

Cisk (произносится "Чиск")
Lager, классическое светлое пиво. Есть отдельный экспортный вариант - такой же по вкусу, но в другой бутылке.
Blue Label
Тёмный эль с бархатной пеной. Особенно вкусен из бочки.
Hopleaf
Светлый эль
Shandy
Лимонное пиво. Классический рецепт - пиво со спрайтом ;)
Farsons - единственный в стране завод, который производит национальные сорта пива. Все остальные занимаются выпуском лишь лицензионной продукции. К числу наиболее успешных мировых марок на местном рынке можно отнести Lowenbrau и Carlsberg - эти сорта чаще всего можно встретить в магазинах, хотя на Мальте выпускается не меньше дюжины известных по всему миру сортов.
Пиво продаётся только в банках и бутылках (0.33 и 0.5) литра. Стоимость примерно одинакова - от 20 до 35 мальтийских центов. Больших бутылок (литровых и выше) в продаже нет.

Ежегодно в начале августа на Мальте проводится традиционный пивной фестиваль. В прибрежный парк города Та-Шбиш (Ta'Xbiex) свозят кучу лотков, с которых продают пиво как местных, так и самых известных мировых марок. Кроме того, каждый вечер с уличной сцены нахаляву выступает несколько мальтийских рок-групп, в том числе и локальные супер-звёзды. Ну и не пивом единым - больше дюжины известнейших ресторанов держат здесь свои передвижные точки, что даёт возможность посетителям отведать самую разную кухню - от традиционных хот-догов и пицц до китайских, индийских и других национальных блюд. Помимо прочего на фестивале можно купить "пивные сувениры" - кружки и прочую атрибутику. Вход туда абсолютно бесплатный, да и цены на пиво довольно низкие.

Kinnie являет собой чудесный безалкогольный напиток, выпускаемый и продающийся только на Мальте, поэтому все (ну, по крайней мере, большинство) "подседают" на него... Механизм прост: на Мальте проистекает период привыкания к Kinnie (так как не попробовать его там невозможно, а попробовав раз, невозможно не "запасть"), затем, в аэропорту при вылете, волей-неволей ты затариваешься максимально возможным количеством упаковок (так как знаешь, что в России этого нет нигде), затем за неделю-две всё это выпиваешь и тихо начинаешь копить деньги на новую поездку (или просишь всех друзей/знакомых, летящих туда, захватить на обратном пути пару упаковок Kinnie, но это чревато - друзья быстро просекают суть дела, втягиваются сами и привозят всё себе).

Чем же так замечателен Kinnie? Просто ничего подобного нет в мире. На первый взгляд это обычная газировка, но видимость ох как обманчива! Ибо на вкус это эликсир! Настоянный на горьких апельсинах и специально отобранных мальтийских травах, Kinnie не имеет аналогов. Это единственный газированный напиток, обладающий ярко выраженным букетом. Чтобы дать примерное представление об ощущениях, то это отдалённо (и очень грубо!) можно сравнить с симбиозом Martini Rosso+газ-спирт.

Так что кто ещё не был на Мальте - готовьтесь! А лучше начинайте употреблять Kinnie прямо в самолёте, ибо им зачастую комплектуют наборы развозимых напитков. MaltaVista.ru


Чаевые

Чаевые принято давать в размере 5-10 % от стоимости обслуживания при том условии, если вас хорошо обслужили.


Транспорт и связь

История общественного транспорта на Мальте начинается с железных дорог, полностью искоренённых ныне.
Увы, ни один остров архипелага не связан своими дорогами с другим (за исключением, разве что, моста на заброшенный Manoel Island), поэтому для сообщения приходится пользоваться паромами и прочими плавсредствами. А ведь достаточно беглого знакомства с ситуацией, чтобы понять, что строительство моста между Мальтой и Гозо - дело совсем несложное и недорогое. Но местная зашоренность не позволяет сделать это из-за боязни того, что Гозо и Комино потеряют свою декларированную "провинциальность" и "заброшенность" (соответственно). Кроме того, паромная компания лоббирует свои интересы - им, по понятным соображениям, как никому другому невыгоден мост. С другой стороны, для туриста, который совершает обычно не более одной поездки на Гозо, паром, скорее, более интересен - всё-таки какая-никакая прогулка по воде. Главное, чтобы не было сильного ветра, иначе качка определённо даст о себе знать.

Билеты продаются только на Гозо, так что поездка в один конец бесплатна, но ведь Вы не останетесь на Гозо навечно!.. ;) Паромы курсируют один за другим (интервал минут в 20) с шести утра до 11 вечера.
А уж совсем маленькие лодки осуществляют регулярное сообщение между "большой землёй" и Комино, причём только с марта по ноябрь. Это удовольствие обойдётся в 2 лиры (туда-обратно) для взрослого и в 1 лиру для ребёнка. Всего за день отправляется примерно по 5 лодок от Чиркеввы и от Мгарр. Помимо "официальных" лодок, существует множество "левых" и экскурсионных. Там цены с трудом поддаются статистике.

Паром - не единственное транспортное средство, соединяющее Мальту и Гозо. Перемещаться между островами можно по воздуху - вертолётом. Рейсы регулярные, скорость быстрая, в общем, для тех, кто живёт недалеко от мальтийского аэропорта (он находится близ городка Luqa, что далековато от мест посадки на паром), этот вариант вполне приемлем. В восточной части Гозо расположен хелипорт (ну, по-русски, это вертолётная площадка, возведённая в ранг Сооружения), куда эти вертолёты приземляются. По желанию, Вас могут за те же деньги высадить на Комино.

Такси на Мальте бывают двух цветов - чёрные и белые. Чёрные заметно дешевле (раза эдак в 2), но их практически нельзя просигналить, ибо работают они только на заказ. В связи с этим для них цены фиксированные, а для белых такси стоимость поездки назначает водитель. Все машины являются 200-ми или 220-ми мерседесами. Водители чёрных куда более обходительны, да и одеты в строгую форму (водитель белого такси обчно облачён в грязную майку и потёртые шорты). В общем, лучше, конечно, ездить на автобусе, ибо автобусы на Мальте - культ, а такси - нет. А если у Вас есть права, то не раздумывайте долго берите машину напрокат. Стоить это будет от 5 лир в день (в зависимости от сезона, типа машины, срока аренды и наличия страховки).
И напоследок расскажем о кароззинах. Это такие миникэбы - лошадь + повозка + возница. В погоне за романтикой случайный иностранец может соблазниться на тихую поездку вокруг Валлетты и по её окрестностям, но едва ли мы станем советовать Вам сделать это, ибо пешая прогулка куда интересней, кроме того, она обойдётся гораздо дешевле безрезультатной тряски!

Дело в том, что местные автобусы - это объект поклонения всех мальтийцев, причём туристы через несколько дней своего проживания на островах тоже незаметно втягиваются в это идолопоклонничество. Предпосылок для этого хоть отбавляй! Во-первых, маленькие модели автобусов и майки с их изображением выставлены во всех лавках и сувенирных магазинах, так что культ создаётся сразу. Во-вторых, автобус - это самый демократичный вид транспорта на Мальте, в связи с чем подавляющее большинство туристов пользуется им по полной программе. Ну и, наконец, своеобразный "шарм" в оформлении мальтийских автобусов делает их достойными пера и камня - снаружи каждая машина разукрашена неповторимыми рисунками (всякие цветочки, загогулинки и прочая стереотипщина), а внутри с любовью обставлена водителем в духе его увлечений (как правило это футбол и/или Иисус Христос).

Все автобусы на Мальте - однодверные, причём эта единственная дверь никогда не закрывается, а зачастую она просто отсутствует. Все остановки (кроме конечных ) - по требованию, но если кто-то стоит на ней в ожидании автобуса, то водитель, как правило, остановится без дополнительных голосований. А если Вам надо выходить - то в каждом салоне существует оригинальная "система оповещения водителя" - либо по потолку протянута верёвка, соединённая с колокольчиком, либо вдоль окон расставлены кнопочки - в любом случае, перед тем как выйти, следует дёрнуть или нажать, чтобы водитель понял, что надо притормозить.

Парк машин включает как относительно современные экземпляры, так и лихое наследие 40-х годов (без преувеличения, автобусы тех лет действительно ещё вовсю бороздят дороги острова). Это связано с тем, что профессия водителя вместе с самим транспортным средством, выкупленным в собственность, в мальтийских семьях передается по наследству.

Движение на обоих островах организовано "из одной точки", то есть на Мальте конечная остановка для подавляющего большинства маршрутов - это терминал при входе в Валлетту (построен в конце 50-х годов), а на Гозо - терминал в Виктории.

Острова, входящие в Мальтийский архипелаг, безусловно, малы. Но не настолько, чтобы можно было ограничиться только пешим передвижением, рано или поздно Вы зададитесь вопросом, какой способ перемещения выбрать. Существует 3 основных варианта: автобусы, такси и личное транспортное средство.
Первый вариант строго ограничен расписанием движения и пролеганием маршрутов. Иными словами - ночная езда и посещение заповедных уголков не для Вас. Кроме того, автобусы чрезвычайно медленный вид транспорта, да и вежливость водителей оставляет желать лучшего.

Второй вариант ещё менее удобен. Во-первых, это дорогое удовольствие - меньше, чем за 3 лиры Вы не доедете даже до соседнего городка (1-2 км). Во-вторых, комфорт салонов, мягко говоря, скуден. Да и поймать тачку не так просто: есть несколько стоянок - в Пачвилле, у Главных ворот Валлетты и в других местах, но просто так на улице не проголосуешь (на Гозо это иногда удаётся, на Мальте - практически исключено). Кстати, "частники" тут практически никогда не подвозят, поэтому данный вариант мы даже не рассматриваем. В общем, если Вы очутились в богом забытом месте, то единственный вариант - заказать такси по телефону. Если, конечно, Вы не взяли машину напрокат.

Итак, теперь почему аренда автомобиля на Мальте по праву считается лучшим вариантом. Основная причина - огромные возможности, которые открываются перед Вами. Вы сможете выбрать для купания любой пляж и добраться до него за считанные минуты (обычно пляжи расположены в стороне от крупных курортных городов). Вы сможете исследовать Мальту и Гозо вдоль и поперёк, так как есть огромное число достопримечательностей, куда не ходят автобусы и отказываются ездить таксисты. Вы сможете ужинать в любом ресторане острова, не беспокоясь об обратной дороге поздно вечером (многие автобусные маршруты прекращают движение достаточно рано - в 8-11 вечера). Вы будете предоставлены сами себе.

Расценки на аренду авто на Мальте как минимум в 2 раза ниже, чем в среднем по Европе (от 10-12 долларов в сутки против 20-25 в странах ЕС). Они напрямую зависят от сезона, срока аренды и модели машины. Базовый вариант - это небольшой автомобиль (класса Ford Fiesta, Peugeot 106 и т.п.) 2-3 летней давности. Его стоимость колеблется от 4 лир в сутки (зима) до 8 (пик сезона). Если Вам нужна машина побольше (например, джип, которые тут весьма популярны из-за непроходимости сельских дорог) или с автоматической коробкой, то цена поднимется до 8-10 лир. Кстати, местные джипы не стоит путать с модными красивыми тачками, разъезжающими по российским улицам, так как представляют они собой скромное транспортное средство с одним передним сиденьем (на двоих) и двумя боковыми сзади. Открытый верх сочетается с аскетичной приборной панелью и соответствующим внешним видом. Подвески у них, похоже, просто нет. Называются эти чудо-вездеходы "GIPSY" и выпускаются компанией MARUTI.

Сразу оговоримся - рассматриваемые цены характерны для местных прокатчиков, но не для международных сетей типа Avis, Hertz, Budget и Europcar, в которых расценки выше в 2-3 раза как минимум. Есть и ещё одно принципиальное отличие между ними - местные гаражи принимают к оплате наличные и почти никогда не требуют наличия кредитной карточки. Иногда они позволяют себе взять 10-лировый залог "на всякий случай", но исправно возвращают его в момент возврата машины.

Распознать прокатную машину на дороге проще простого - трёхбуквенная составляющая её номера всегда оканчивается на "K". Кроме того, заднее стекло обычно украшает наклейка прокатной конторы.

Требования к водителю более чем поверхностные - он должен быть старше 21 года и иметь действующее водительское удостоверение любого формата (до того, как в России ввели пластиковые "права", там катили даже наши красные книжки). По идее, есть ограничения по стажу (больше 1-2 лет, по-разному), но никто и никогда на это не смотрит. А если вдруг посмотрят (а это и вправду большая редкость), то скажите, что Вам просто заменили права в этом году, это срабатывает. Раньше также требовалось заверять права в полиции и эта норма иногда присутствует на годами не обновлявшихся сайтах прокатных контор. Так вот, будьте уверены, что это только слова - местные прокатчики сделают всё, чтобы сдать Вам машину как можно скорее и без проволочек.

Процедура получения автомобиля выглядит приблизительно так. Вы обходите конторы и ищете подходящую машину. Отыскав таковую, начинаете договариваться с владельцем о конечной цене с учётом срока аренды и прочих факторов (умения торговаться). Важно помнить, что "давить" можно и нужно, цены реально сбить на ощутимую величину. Иногда владельцы пытаются впаять Вам бензин "в нагрузку" (типа в машине залит полный бак, заплати, а вернёшь с пустым). Никогда не соглашайтесь, так как Вы в любом случаете можете вернуть тачку с пустым баком, это никто не проверяет, кроме того, никто с Вас задним числом дополнительных денег не возьмёт. Итак, сойдясь в цене, хозяин просит Ваши права и паспорт, заполняет бумаги, Вы их подписываете, платите ему за весь срок и уезжаете на новой машине. Что касается оплаты, то, как говорилось выше, несмотря на большую любовь к кредиткам в этих вопросах, они распрекрасно берут наличными. Иногда могут попросить номер Вашей карточки "на всякий случай", в этом случае сойдёт дебетовая карта (типа Cirrus/Maestro или Visa Electron) - с неё они не смогут снять деньги постфактум, так что Вы ничем не рискуете. А если карты нет, то так и скажите - дома забыл.

Процедура возврата машины ещё более проста - пригоните её к конторе хозяина и отдайте ему ключи. Как правило, никто ничего проверять не будет, так что если Вы оставили после себя пару мелких царапин - не беспокойтесь, не Вы первый, не Вы последний.

Каждый контракт подразумевает страховку. Это крайне полезно, так как движение на Мальте левостороннее, и прежде чем Вы привыкнете к нему бог знает что может случиться. На практике это привыкание происходит очень быстро (в течение первых суток), более того, поездив на машине с правым рулём, многие сходятся во мнении, что эта схема движения более естественна, нежели привычная нам.

Итак, страховка. Она бывает двух типов: полная и самая полная. Полная обычно идёт с франшизой в 50 лир (может доходить до 150). Что это значит?

Если Вы не виноваты в возникновении ДТП (врезались в Вас), то ремонт Вашей машины оплатит страховая компания (Вы ничего не платите).
Если Вы виноваты в возникновении ДТП, но Ваша машина не пострадала, то ремонт третьих лиц оплачивает страховая компания (Вы, опять же, ничего не платите).
Если Вы виноваты в возникновении ДТП, и Ваша машина при этом пострадала, то Вам придётся оплатить ремонт Вашей машины, но не более, чем сумма франшизы. Иными словами, если Вы разбились на сумму 500 лир, а франшиза - 50, то Вы и платите 50, остальное покрывает компания. А если Вы разбились на 25, то платите все 25.
Самая полная страховка отличается отсутствием франшизы - вы не платите ни за что ни при каких обстоятельствах. Сразу стоит отметить, что страхуется только кузов, но не колёса, не салон и не подвеска, так что, пропоров камеру, Вам следует поставить запаску (и этого никто не заметит), но если Вы пропорете ещё и запаску, то, возможно, придётся заплатить.

Теперь о неприятном - страховочные ценовые надбавки. Если Вы по тем или иным причинам ещё не достигли 25-летнего возраста, то Вам по условиям страховки придётся доплачивать 1 лиру в день. Поэтому не удивляйтесь (особенно дамы), когда первый вопрос, который задаст Вам хозяин конторы, будет напрямую касаться Вашего возраста. Также в 1 лиру обычно обходится разница между полной и "самой полной" страховкой, но иногда последняя включена "по умолчанию".

Два слова о том, где искать пункты проката. Больше всего их в Буджиббе - прямо на главной "Пионерской" улице (Pioneer road) штук 20 стоит. Ищите вывески Rent-A-Car или Car Rentails - Вам туда. Также много контор в городе Mellieha (не путать с одноимённым пляжем), но цены там повыше. Есть несколько мест в Пачвилле, да и практически в каждом более-менее крупном городе существуют подобные точки. На Гозо машины раздают в основном в Виктории, Марсалфорне и порту Mgarr.

О трудностях, связанных с левосторонним движением. В основном, проблемы возникают:

С габаритами - надо врубиться, что основная масса автомобиля находится слева от тебя, а не справа. Эта проблема самая распространённая и чтобы её побороть нужно для первого раза затратить дня два.
С желанием ехать по встречной полосе (в смысле, по правой). Лучше, когда на первых порах кто-то сидит рядом и следит за этим, так как практика показывает, что водитель зачастую инстинктивно перескакивает на привычную правую полосу. В основном это происходит на дорогах с неинтенсивным движением. Данная проблема у одних предолевается быстро, другие мучаются с ней днями и даже неделями. В общем, просто будьте внимательны.
С коробкой передач (вернее, с тем, что она находится слева). Эта трудность самая пустяковая и проходит быстрее всего - через пару светофоров.

Отличиий в правилах движения совсем немного. "Помеха справа" действует в полный рост, несмотря на левостороннее движение, поэтому меняется схема проезда круговых перекрёстков (roundabout) - если Вы собираетесь въехать "на круг", то должны уступить тем, кто по этому кругу едет. В остальном всё практически так же.

Всегда притормаживайте у "зебр", если кто-то хочет перейти улицу, так как те, кто переходит, обычно мало смотрят по сторонам (привычка). Кстати, пешеходные переходы на Мальте характеризуются не только полосами на асфальте, но и двумя оранжевыми фонарями (по одному на каждой стороне улицы), а также ночной подсветкой.

Все дороги на Мальте бесплатные и неважные. Максимальная разрешённая скорость - 60 км/ч, в заселённой зоне - 40. Те кто не хочет её не соблюдают, но прямых и ровных трасс здесь нет, поэтому нет и возможности хорошо разогнаться. В качестве трудностей при езде можно рассматривать холмистость (резкие подъёмы и спады), узость дорог в старых городах, и беду с указателями - они могут водить Вас по кругу часами... Но есть и плюсы. Прежде всего - это почти полное отсутствие полиции. Провоцировать её появление, конечно, всё равно не стоит, но приятно осознавать тот факт, что в кустах тебя никто не караулит с измерителем скорости.

Одно из самых серьёзных нарушений - это парковка в неположенном месте. И хотя все нарушают и паркуются где попало, но не факт, что эвакуатор или блокиратор не встретится именно с Вашей машиной. Могут, конечно, и ограничиться штрафом (его обычно выписывают в Ваше отсутствие и помещают "под дворник").

С парковками ситуация следующая. Официальные платные парковки на Мальте - многоярусные и цивилизованные, они оснащены электронной системой контроля. Там почти всегда можно найти место, но саму парковку не всегда в нужном месте найдёшь. Такие стоянки есть в крупных городах. В некоторых заливах (например, возле Голубого Грота и бухты Gnejna) также есть "неофициально" платные парковки в виде охранника, собирающего деньги. Стихийные парковки тоже есть - там просто сидит маргинального вида мужик и собирает "чаевые" с паркующихся. Чтобы не провоцировать его на необдуманные действия применительно к Вашей машине в Ваше отсутствие дайте ему немного центов или пообещайте заплатить по возвращении. На самом деле таких стоянок не так много, в основном парковки бесплатные (если найдёте место). Как таковую идентифицировать? Парковочная разметка у тротуаров подразумевает, что здесь можно смело вставать и не заботиться о плате. Мало того, она обязывает вставать именно здесь, ибо парковка вне разметки - это уже штраф. Ни в коем случае нельзя вставать вдоль жёлтой линии, рядом с автобусными остановками, на местах "для инвалидов" (на них большими буквами написано DISABLED) и проч. На Гозо нет платных парковок, да и машин гораздо меньше.

Что ещё необходимо сделать, взяв машину напрокат, так это найти в местных магазинах хорошую подробную карту дорог. В каждом сувенирном ларьке продаются карты разных масштабов и с разной детализацией - берите максимальную, чтобы не пропустить нужный поворот. Помимо карт в продаже можно найти атлас "MAZE" (сейчас в продаже третье издание с красно-серой обложкой). Он включает в себя подробные схемы всех городов с точностью до улицы, так что это на тот случай, если Вам предстоит искать что-то или кого-то по почтовому адресу. Без карты на мальтийских дорогах крайне сложно ориентироваться - указатели зачастую сами себе противоречат, тут и там сталкиваешься с ситуацией, когда на одном перекрёстке висит "стрелка", а на следующем уже нет. Всё это ни в коей мере не относится к Гозо, где вообще указатели прибиты к каждому забору и висят на каждом углу. Но даже если у Вас нет карты, Вы оказались на узкой фермерской тропе без покрытия и различимых признаков жизни вокруг и Вам кажется, что заблудились на этот раз навсегда - знайте, на Мальте нет дорог, которые ведут "в никуда". В любом случае, куда-нибудь Вас вынесет. Только старайтесь не заблудиться ночью - там отдельная труба с дорожным освещением, поэтому подчас даже хорошая карта не спасёт пытливого покорителя мальтийских дорог.
Местные телефонные звонки тарифицируются единым образом, вне зависимости от расположения абонента. Иными словами, внутри архипелага все звонки считаются местными.


Электричество

Электричество здесь примерно такое же, как и в Казахстане (240 V, 50 Hz), но тип розеток и вилок английский (с тремя штырями прямоугольного сечения). Короче говоря, все приборы работать будут, но нужно будет либо купить переходник, либо сделать следующее: взять небольшую отвёртку (или аналогичный предмет с острым наконечником) и засунуть её в среднее отверстие розетки (оно не под током, так что не бойтесь ;), затем аккуратно воткнуть вилку в оставшиеся две щели, после чего отвёртку можно извлечь. Всё просто, но сразу следует заметить, что без переходника входит только российская тонкая вилка без заземления (шнур от компьютера не подойдёт).


Дополнительная информация

Воду из-под крана на Мальте не пьют, несмотря на то, что она пригодна для этого. Дело в том, что на вкус эта вода, мягко говоря, неприятна. Водопровод служит для мытья посуды, тела и автотранспорта, а для приготовления пищи и прочего употребления "внутрь" в каждом магазине продаётся питьевая вода в пластиковых бутылках (обычно по 2 или 2.5 литра в каждой). Мы рекомендуем покупать "Fontaine Claire" производства местного завода Farsons - помимо того, что эта вода очень приятная на вкус, она же практически и самая недорогая на островах.



 




 








 


        



Размещение и техподдержка V0vik ICQ: 4008853
Управление.

bigmir)net TOP 100 ЕЗЙРЕФ сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ